
Людей, готовых сортировать свои отходы, в России становится все больше, однако мест, где принимают вторсырье, по-прежнему не хватает. Даже в Москве и Санкт-Петербурге поборникам раздельного сбора зачастую приходится вести пакеты с отходами на другой конец города. Столкнувшись с проблемой, житель Северной столицы Всеволод Василькиоти придумал новую услугу – экотакси. Создал одноименную группу в социальной сети и за небольшие деньги забирает мусор и отвозит его на пункты сбора.
Людей, готовых сортировать свои отходы, в России становится все больше, однако мест, где принимают вторсырье, по-прежнему не хватает. Даже в Москве и Санкт-Петербурге поборникам раздельного сбора зачастую приходится вести пакеты с отходами на другой конец города. Столкнувшись с проблемой, житель Северной столицы Всеволод Василькиоти придумал новую услугу – экотакси. Создал одноименную группу в социальной сети и за небольшие деньги забирает мусор и отвозит его на пункты сбора.
Впрочем, слово «мусор» Всеволод принципиально не использует: «Когда мне звонят и спрашивают: «Всеволод, можете забрать у меня мусор?», – я говорю: «Я забираю не мусор, а вторсырье!» Мусор – это то, от чего человек уже отказался, не нашел применения и выбросил». По словам Василькиоти, многие избегают раздельного сбора во многом из-за того, что не разделяют понятия «мусор» и «вторсырье». «Не хочу дома мусор хранить!» – говорят они. «Когда я начинал, тоже так думал: как это так у меня будет бутылка от молока неделю киснуть?! А она вот чистая, вымытая лежит, – поясняет основатель «Экотакси». – Поэтому и я, и большинство тех, кто занимается раздельным сбором, не используют слово «мусор» – только «вторсырье».
Бизнес как конструктор
Всеволоду Василькиоти 35 лет, он учился на специалиста по государственному и муниципальному управлению, несколько лет работал в компании «Лего», где вырос от продавца до управляющего магазином. Его сегодняшний бизнес чем-то похож на этот конструктор – складывался из отдельных, вроде бы незначительных элементов, но постепенно обретает завершенные формы.
«Началось с попыток раздельного сбора в домашних условиях, – рассказывает Всеволод. – Я делил вторсырье по фракциям и возил на пункт сбора на улице Боровой, 47. Как-то увидел в группе «Точка сбора» (Группа в социальной сети, созданная петербургскими активистами для координации раздельного сбора отходов. – Прим. ред.), что одна девушка из южного района Санкт-Петербурга ездит на пункт сбора на такси и предлагает всем, кто живет по дороге, отдавать ей вторсырье за символическую плату. Я решил сделать то же самое – только на севере города. Тем более что в группе было много вопросов: нет ли кого-то, кто готов возить вторсырье и на севере. Стал ездить и собирать у людей по пути».
Отходы Василькиоти собирал по дороге на работу и брал символическую плату – 100 рублей с человека, независимо от объема врученного экотаксисту вторсырья.
«Вскоре стало понятно, что 100 рублей – совершенно нерентабельно. Тем более когда человек приносит целую гору пакетов, и машина забивается под крышу. Тогда я назначил цену в 200 рублей, обозначил объем и стал ездить по всему городу, – рассказывает Василькиоти. – Создал группу «Экотакси» в «ВКонтакте». Сначала совмещал сбор вторсырья и поездки на пункты приема с работой в офисе, но поток клиентов нарастал. Я понял, что не справляюсь, и в июле 2018 года ушел с постоянной работы, о чем не жалею».
Метаморфозы семейного автомобиля
Рано утром Всеволод складывает заднее сиденье своего «Ситроен С4 Пикассо» и обычный городской автомобиль превращается в экологическое такси с вместительным – под два кубических метра – багажником. Ежедневная трансформация семейного автомобиля в средство доставки фракций вторсырья у супруги возражений не вызывает. «Машина никак не страдает, – говорит Василькиоти. – Есть определенные условия приемки вторсырья: все должно быть чистым – каждая бутылочка помыта, без органики, поэтому везу полный салон пакетов, но ничего не пахнет и не выливается. В выходные дни я обратно раскладываю кресла, ставлю детские сиденья, и мы выезжаем с семьей». Кроме того, по словам Всеволода, прежде чем принять серьезнейшее решение уйти с работы со стабильной зарплатой, они с женой все тщательно обсудили и взвесили. «Мы не знали, выстрелит проект, не выстрелит. Серьезный риск, на самом деле. Тем более с двумя детьми, поэтому без поддержки жены я бы и не начинал», – признается предприниматель.
Первые пакеты со вторсырьем Всеволод забирает у клиентов в восемь утра, а последние нередко в десять вечера. В день бывает от 8 до 15 заказов. Поездки пока занимают три дня в неделю, остальное время уходит на развитие проекта: ведение группы, рекламу и переговоры с переработчиками отходов.
«Окупаемость, скажем так, долгая, но прогресс есть, – рассказывает Всеволод. – Я веду таблицы, учет: кто, сколько сдает, вычеты на топливо и т.д. На уровень своей прежней зарплаты я пока, конечно, не выхожу, но мы с супругой решили держать курс. Главное не опускать руки, не выходить из проекта. Улучшаем сервис и стремимся к большим цифрам».
Зима близко
Главная сложность, как утверждает предприниматель, в расширении аудитории – об услугах «Экотакси» пока знают далеко не все адепты раздельного сбора в Санкт-Петербурге. Всеволод занимается активным продвижением своей группы в социальных сетях и надеется на сарафанное радио, которое с каждым месяцем приводит к нему все новых и новых клиентов. Кроме того, основатель «Экотакси» с оптимизмом смотрит на стремительно приближающуюся долгую и промозглую питерскую зиму: «Надеюсь, что заказов прибавится – одно дело летом закинуть пакет в рюкзак и отвезти на велосипеде самому, другое – ехать в мороз через весь город на пункт сбора». Главное, по мнению Василькиоти, «держать марку и быть предельно клиентоориентированным». Если дела пойдут, то в планах приобрести более вместительный транспорт. В некоторые дни приходится отказываться от части заявок – «Ситроен Пикассо» уже не вмещает всего вторсырья, которое экологически мыслящие петербуржцы готовы передать «Экотакси».
«Меня муж выгонит – срочно приезжайте!»
Уже много лет в Санкт-Петербурге проходит популярная акция «РазДельный сбор»: волонтеры по согласованию с властями организуют площадки, на которые со всего города везут отсортированное вторсырье. «Я тоже к ним езжу, потому что есть фракции, которые только на этих площадках и принимают, – рассказывает Василькиоти. – У них там все очень здорово организовано – куча народа приезжает. Многие с детьми, что, на самом деле, очень важно. Если задаться вопросом, насколько популярен в Санкт-Петербурге раздельный сбор отходов, можно приехать на акцию «РазДельного сбора» и убедиться в этом. Но акция проходит один раз в месяц, и если кто-то ее проморгал, то неужели ждать еще целый месяц?! Квартира-то не резиновая! Вызывают меня».
Основная аудитория «Экотакси» – молодые мамы с детьми. Они чувствительны к теме здоровой окружающей среды, готовы заниматься сортировкой, но в силу семейных обстоятельств доехать самим до пункта сбора вторсырья им сложно. При этом далеко не всех в раздельном сборе поддерживают мужья: «Мне нередко звонят и просят: «Ой, вывезите, пожалуйста, пакеты, а то меня муж из дома выгонит!», «Ой, со мной разведутся, если вы не заберете, срочно приезжайте!» И такое бывает», – признается Всеволод.
В чем смысл «Экотакси»
Люди обращаются в «Экотакси» не только как транспортную компанию, но и за экспертизой – Всеволод отлично знает, куда и в каком виде нужно сдавать тот или иной вид сырья – даже самого экзотического: «Кто-то принимает только пэт, классические пластиковые бутылки – это ценный ресурс. Бумага? Гофрокартон? Легко! Проблемы начинаются с узкопрофильными фракциями: какой-нибудь ABS-пластик или ПВХ – их нигде не берут, но мне все же удалось найти ребят, которые и это вторсырье перерабатывают. Причем обычно они берут только большими объемами, но мне удалось договориться о сдаче малыми партиями. Я отвожу сырье в разные места – в этом и смысл «Экотакси». Одежду, если в приличном состоянии, везу в сети благотворительных магазинов «Спасибо» и «Лепту», а если уже негодная, то в «Перемолку» – там ее перерабатывают. Пластиковые пакеты – на Боровую. Их мне горы сдают».
Казалось бы, столь полезный современному городу сервис должен автоматически получить поддержку муниципальных властей, но так как проект молод, существует он автономно. Впрочем, создатель «Экотакси» не исключает обращения в дальнейшем за грантом в соответствующие городские структуры – для этого нужно проработать самостоятельно не менее полугода.
Профессиональный управленец, Всеволод Василькиоти примерно представляет, каким хотел бы видеть свой экобизнес через пять лет: «Популярный, стабильный сервис, известный в городе, несколько машин в работе. Конечно, не хотелось бы ездить самому. Это интересно, но очень утомляет и отвлекает от других вопросов, которыми я мог бы заниматься. И, конечно же, нужен свой пункт для сбора – тогда я мог бы принимать больше видов вторсырья. У нас таких пунктов в городе очень мало. Фактически всего два на пятимиллионный мегаполис».