В итоге подруги обеспечили надомной работой не только себя, но и еще несколько десятков женщин в схожей жизненной ситуации.
Прямиком за спицы
«Осень 2015 года, – вспоминает Наталья Базиль. – Я вернулась из археологической экспедиции и думала, чем дальше заниматься. К тому времени я успела поработать стюардессой, учителем английского в Таиланде. Узнала, что моя подруга Люба вяжет необычные шапки и дарит их друзьям, а у меня страсть к головным уборам – я их всегда из путешествий как сувениры привожу».
Любовь Янгулова по специальности – учитель технологии (раньше бы сказали «по труду»), шьет с детства, а вот вязать научилась, оказавшись в декретном отпуске. «История с шапками начиналась с вязания «прикольных» шапок для моей старшей дочки, – рассказывает Любовь. – Хотелось выделить своего ребенка. Оказалось, что это еще очень практично: ее легко было заметить в толпе детей».
А дальше, как и во многих бизнес-историях, пошли заказы от друзей. Как-то Наталья Базиль и Любовь Янгулова встретились за чашкой чая и решили открыть свое дело. Страсть к шапкам встретилась с любовью к творчеству и вязанию. «Шапка хороша тем, что ее можно быстро связать, это законченный, яркий продукт. На свитер, к примеру, уходит гораздо больше времени», – поясняет Наталья Базиль. Первоначальная бизнес-модель была простой – шить вязаные головные уборы по индивидуальным заказам, создали интернет-магазин. Но через несколько месяцев компаньоны поняли, что схема не работает – на индивидуальных заказах бизнес не построить. Наталья стала слушателем Школы социального предпринимательства, открытой в Красноярске компанией «Русал». Именно там, по признанию предпринимательницы, пришло понимание: несмотря на то, что шапки – штучный продукт, работать надо для оптовых заказчиков.
С миру по нитке
«Мы пробовали разные форматы, – вспоминает Наталья. – Но сработал не интернет-магазин (он и сейчас у нас есть), не «Инстаграм», а личные контакты. Я села в самолет, потом в автобус, ездила по курортам, разговаривала с людьми, изучала магазины. Как-то в Сочи зашла в магазин, а там стоит такой типичный представитель индустрии товаров для спорта – бородатый бородач и говорит мне: «Нет, не наш товар». И тогда я просто спросила его: «Слушайте, я вижу, что вы эксперт в своем деле. Подскажете, где работают с таким ассортиментом? И он назвал мне три торговых точки, о которых я даже и не думала. И с одной из них мы сейчас очень продуктивно работаем».
Первый год, по словам предпринимательниц, был «большим маркетинговым исследованием». Пробовали работать со спортивными и детскими магазинами и даже с частными детскими садами, но по-настоящему продажи пошли, когда они вышли на торговые сети, работающие на горнолыжных курортах.
«Но для начала очень важно протестировать ваш продукт на реальных клиентах, – советует Базиль. – Ведь могут говорить: «Ой, какая прелесть!», но не покупать. Наш бизнес начался с того, что мы вложили 10 тыс. рублей в стоимость аренды на выставке «Спорт и отдых» и окупили эти расходы за один день. Мы поняли, что наши шапки не только нравятся людям, но они их готовы покупать. Надо тестировать разные площадки, но при этом ни в коем случае не переплачивать, особенно – на начальном этапе».
Спрос подтолкнул производство. Любовь Янгулова переключилась с вязания на разработку моделей и обучение. В проект пришли такие же «декретные» мамы, желающие получить возможность дополнительного заработка. Их бесплатно обучали, привозили на дом пряжу, забирали готовые шапки. Дело пошло. Однако организаторы проекта столкнулись с неожиданной проблемой – несколько учениц, получив бесплатную подготовку и практику в «Шапка рулит!», попробовали открыть собственное дело в той же нише.
«Стоим как-то на ярмарке, а напротив торгуют наши бывшие ученицы с такой же продукцией. Здравствуйте! – со смехом вспоминает Наталья Базиль. – Для нас с Любой это был переломный момент: мало того, что учишь, вкладываешь время и силы, так еще и конкурентов себе растишь! Тогда мы чуть не закрыли проект, но все же решили идти дальше. И не прогадали. Оказалось, что производить шапки намного проще, чем научиться их продавать. Несколько девочек – тех самых «конкуренток» потом попросились к нам обратно».
«Мы пришли к «конвейеру ручной работы», – рассказывает Любовь Янгулова. – Одна девочка осваивает не более 2–3 видов шапок, но отрабатывает навыки до автоматизма. Сначала вяжет одни элементы, потом другие, третьи и соединяет в готовом изделии. Соответственно, другая скорость и другие заработки».
Офиса у «Шапка рулит!» нет, но авторы проекта подумывают об организации небольшого коворкингового центра для вязальщиц.
Женский бизнес
«Понимаете, наш бизнес – женский, а любой женщине нужно где-то «выгулять» новое платье, продемонстрировать губную помаду, – рассказывает Наталья. – Нам нужно место, где наши рукодельницы могли бы собраться, пообщаться. Сейчас подыскиваем помещение. Планируем поставить там швейное оборудование, организовать вязальные курсы. Это должно быть удобное пространство, где девочки могли бы встретиться, поучиться друг у друга, обсудить новые модели, поработать вместе. Место профессиональной «тусовки» и притяжения новых мастеров».
В год под брендом «Шапка рулит!» продается до полутора тысяч головных уборов, что обеспечивает дополнительным стабильным доходом более 20 надомниц, работающих не только в Красноярске, но и в небольших поселках края, где работу молодой маме найти крайне проблематично. «Татьяна Гавриляк вязанием вязанием накопила на BMW и подарила сыну на 18-летие, а Настя Чжан за счет наших шапок два месяца ипотеку закрывала, пока муж лежал со сломанной ногой», – приводит примеры Любовь Янгулова. При этом, по признанию основательниц проекта, им самим получать зарплату удается далеко не всегда. «В моменты слабости думаешь: может, чем-то другим заняться? – признается Наталья Базиль. – У меня очень хорошее лингвистическое образование и профессиональный опыт. Я понимаю, что я на рынке стою приличных денег и найти работу смогу легко. Но у многих девчонок, которые вяжут у нас, такой возможности нет. Для большинства из них это единственная возможность заниматься интересным, творческим делом, получать неплохие деньги и при этом оставаться с детьми, в семье. Осознание этого факта дает нам силы и решимость развивать проект дальше».
Связать пирата
А, собственно, какие шапки вяжут в «Шапка рулит!»? Сложно сказать, какие не вяжут, потому что вариантов – море, и новые модели появляются чуть ли не каждую неделю. Тут тебе и шапка «Пират», и «Котяра», и «Смайл Ананас», и даже «Мастер Йода». Есть базовые модели, но вяжут и на заказ. Например, для ежегодного праздника «День Енисея» и акции выпуска мальков в великую сибирскую реку для компании «Русал» связали шапку в виде рыбы. И именно в таком головном уборе директор корпоративного некоммерческого фонда награждал лучшие команды – участники экоквеста.
«Признаюсь, был у нас и провал, – рассказывает Любовь Янгулова. – Как-то один очень крупный и серьезный мужчина заказал нам шапку грозного льва. Главное требование было: лев должен быть непременно грозным, а у нас ну никак грозный не выходил. Три шапки связали – и на всех лев был этаким душкой. Как ни старались наши вязальщицы, «грозность» у них не получалась. Пришлось вернуть деньги. Правда, эти шапки у нас все равно с руками оторвали на фестивале».
По словам основательниц проекта, иногда новые модели предлагают вязальщицы-надомницы, но чаще запрос идет от самих клиентов – некоторые даже эскизы свои присылают. Очень много дает работа на специализированных выставках и фестивалях, где происходит непосредственное общение с клиентами и можно познакомиться с новыми веяниями.
Сегодня «Шапка рулит!» можно встретить на горнолыжных курортах Сибири «Горная Саланга», «Шерегеш», в «Ергаках» и в Сочи в Красной Поляне. Есть заказчики в Москве и Санкт-Петербурге, несколько шапок уехало в Германию. Постепенно ареал продаж смещается на Запад нашей страны, и предпринимательницы подумывают об открытии второй мастерской – в Европейской части России.
«Главное достижение – нам три года и мы существуем! – говорит Наталья Базиль. – Есть понимание, куда развиваться. Мы далеко не весь рынок охватили – даже не все горнолыжные курорты о нас знают. Каждый год мы прирастаем географией. Самый главный успех – преодоление географического разрыва: мы начали работать и с Москвой, с Питером, и с Сочи. Сейчас думаем, не слетать ли нам на Камчатку. Это больше психологический прорыв. Самое главное, что эти границы перестали у нас внутри существовать. Все же у нас в голове! Да, такие шапки, как у нас, делали и делают и другие, но мы единственные, кто стал производить в России креативные головные уборы в таких масштабах. По сути, мы создали этот рынок».