Народные художественные промыслы России – уникальное явление. Сельское хозяйство в центральных и северных губерниях страны всегда было делом ненадежным, и, чтобы прокормиться, крестьяне целыми селами делали ложки и посуду, писали иконы и расписывали мебель. Так родились знаменитые хохлома, палех, лаковые миниатюры Мстеры. В советские годы промыслы поставили на централизованные производственные рельсы, и в какое-то время даже стало модным в каждом доме держать расписные сервизы. К концу восьмидесятых годов в народных промыслах работали десятки тысяч человек. Затем – резкий обвал. Сегодня народные художественные промыслы – историческое достояние России – живы, но живут непросто. О том, как сохранить уникальную многовековую народную производственную культуру и традиции, мы поговорили с председателем правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадием Александровичем Дрожжиным.

 

 

Геннадий Александрович, народные художественные промыслы занимают особое место в развитии регионов России, сохранении их уникальной региональной культуры. Как сегодня поддерживают промысловиков?

Россия, наверное, единственная страна в мире, где есть специальный закон о народных художественных промыслах. Там четко прописано, что государство обеспечивает сохранность и развитие народных художественных промыслов России. Из федерального бюджета нашим предприятиям дают субсидии на покрытие затрат на энергоресурсы, железнодорожные перевозки, выставочную деятельность, сырье и материалы, правовую защиту авторских прав. В регионах есть льготы по отдельным видам налогов. Есть поддержка от Минэкономразвития и Министерства культуры по федеральным программам «Культура России» и «Развитие туризма в Российской Федерации».

Прямую государственную поддержку получает 79 предприятий – это примерно одна пятая часть от всей отрасли, что, конечно, крайне мало – промыслы находятся в тяжелейшем положении. Президент неоднократно отмечал необходимость поддержки промыслов — их надо обязательно сохранить, как это делается во многих странах мира.

 

Достаточен ли уровень государственной поддержки промысловиков?

Крайне недостаточен. Уже четверть века в нашей отрасли идет падение производства и сокращение численности сотрудников. И сейчас мы, наверное, подошли к определенному краю. Старые мастера постепенно уходят, а молодые почти не идут из-за низких зарплат. На самом деле, для поддержки нашей отрасли нужны совсем небольшие деньги. Это ведь не военное производство, не сельское хозяйство, не крупная промышленность. Сегодня общий объем федеральных субсидий народным художественным промыслам составляет порядка 600 миллионов рублей.

Мы просим не только деньги. Нужна инфраструктура рынка. На всю громадную российскую столицу с миллионными потоками туристов – только один специализированный магазин народных художественных промыслов. А всего в России – три таких магазина. Разве этого достаточно? Хотя интерес к промыслам есть. На наши выставки «Ладья», которые проводятся дважды в год в Москве, приходят по 150 тысяч человек. 65 субъектов Российской Федерации на нее свою продукцию присылают – таких выставок в Европе больше нет. В прошлом году мы смогли провести художественную выставку в Манеже – был огромный интерес. Это говорит о том, что народ любит промыслы.

 

Какие в настоящее время законодательные инициативы находятся у вас в работе? Каких успехов организация достигла в законотворчестве?

Сегодня наши предприятия могут получать поддержку либо из федерального, либо из местных бюджетов. Так чтобы и оттуда, и оттуда – по закону нельзя, хотя и там, и там даются очень небольшие деньги. Мы инициировали поправки в федеральное законодательство, чтобы промысловики могли получать финансовую помощь из разных бюджетных источников.

Также мы сейчас работаем над тем, чтобы снизить размер страховых взносов на заработную плату для нашей отрасли. У нас ведь очень много ручного труда: расходы на зарплату – это до 80% себестоимости, а в среднем по промышленности – 10%. Поэтому платить с оплаты сотрудникам еще и 30% страховых взносов для нас  непомерная ноша.

Мы просим отменить налог на прибыль для народных промыслов. Государство выдает нам в виде субсидий 600 миллионов рублей, а налогами на прибыль забирает 120 миллионов. В один карман кладут, из другого берут.
Кроме того, мы хотели бы изменения условий предоставления статуса малого предприятия для промысловиков. Из-за большой доли ручного труда у нас на одном предприятии могут работать 200–250 человек, а по объемам выручки – это малый бизнес. Поэтому мы просим законодателей для промыслов увеличить предельное число сотрудников малого предприятия до 250 человек. Хотя, возможно, в скором времени вопрос станет неактуальным – в России таких предприятий осталось немного.

Мы провели поправки в Федеральный закон №44-ФЗ о закупках. Теперь, если в государственной структуре решили, например, приобрести хохлому или палех, необязательно объявлять открытый конкурс. Можно сразу покупать на предприятии.

Еще одно важное законодательное решение, которое мы очень ждали: при смене собственников наши предприятия нельзя перепрофилировать. Купил Семеновскую фабрику – будь добр, выпускай семеновскую матрешку. Хотя это законодательное ограничение, к сожалению, пытаются обходить.

 

 

Каких успехов удалось добиться народным промыслам России за последние годы?

Успех один – мы сохранили промыслы. Если бы не было нашей ассоциации, которая отстаивает коллективные интересы отрасли, промыслы, скорее всего, уже бы погибли.

 

 

Какие вызовы сегодня стоят перед промысловиками?

Кадровая работа. Теряется преемственность: старые мастера уходят, а смены нет. Учебные заведения почти перестали выпускать специалистов нашего профиля. Мы пытаемся наладить обучение непосредственно на производствах. Если не принять кардинальных мер, то промыслы через несколько лет превратятся в маленькие артели по 10–15 человек. Как массовое производство они просто исчезнут.

 

Как сохранить нашу историю и не потерять ее? Как вы относитесь к современным веяниям в традиционной культуре?

Пока мы не можем встроиться в современность. Сейчас это особенно трудно – ведь наши дети даже русских сказок уже не читают. Если для поколения «40+» наши изделия еще перекликаются с какими-то детскими воспоминаниями, образами, то, боюсь, сегодняшние малыши, когда вырастут, будут совершенно равнодушны к традиционной народной культуре. С этим надо что-то делать. Мы затеяли проект «Азбука народной культуры» – знакомим ребят, начиная с детского сада, с уникальным и таинственным миром народных промыслов, чтобы попытаться с детства прививать любовь к родной культуре.

 

В каких регионах социальные предприниматели-промысловики наиболее активны?

Нет таких регионов. Могу лишь назвать несколько активных руководителей и собственников предприятий. Например, «Крестецкая строчка» в Новгородской области. Ее купил предприниматель Антон Георгиев, вложил деньги, успешно развивает производство. Дятьковский хрустальный завод в Брянской области – тоже пришли люди, купили предприятие, вкладывают деньги и начинают его поднимать. «Кадомский вениз» – вышивка из Рязанской области – тоже растет благодаря грамотному управлению. Все истории успеха строятся по одной схеме: приходит предприниматель-патриот, который целенаправленно хочет сохранить промысел, потому что он ему дорог. А ведь что такое в современных условиях сохранить предприятие народного промысла? Это сохранить многовековую уникальную традицию. Кстати, пользуясь случаем, хочу поблагодарить Фонд «Наше будущее» за то, что помогает возрождать Конаковский фаянсовый завод.

 

Насколько прибыльно заниматься промыслами?

При существующей инфраструктуре рынка и большой доле ручного труда очень невыгодно. Но надо пробовать!

 

Что в широком смысле дают промыслы стране?

Они дают сохранение нашей национальной культуры и идентичности. В Европе, по сути, уже нет промыслов. Поэтому мы считаем, что мы боремся не только за сохранение нашей культуры, но и широчайшего пласта мирового культурного наследия. Нам каким-то образом удалось сохранить высочайшее мастерство художников. Лаковые миниатюры Палеха, Федоскино, Мстеры – это мировой высший класс художественного мастерства. Это зримое, материальное отображение души народа. Мы просто обречены, обязаны сохранить народные художественные промыслы. Посудите сами, за последние столетия они пережили и войны, и революции, и смены экономических формаций. И неужели мы со спокойной душой допустим, чтобы именно сейчас они погибли?

 

Каким промыслам проще всего научиться, если человек хочет создать свое социальное предприятие в этой области?

Человек полюбил, допустим, хрусталь, идет заниматься этим. Полюбил фарфор – идет в фарфор. Кто-то любит бронзу, кто-то шитье, кто-то – кружева. Я, к примеру, люблю оружие – работаю с кузнецами. Надо заниматься тем, к чему сердце лежит. В этом – залог успеха.

Автор: Кирилл Ольгинский

 

Источник

 

Previous post Навстречу дислексии
Next post Когда «все включено»: как в Иркутске строят инклюзивную сад-школу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *