Броши, брелоки, пуговицы — вот далеко не полный список сувенирной продукции, которую изготавливают в мастерской традиционных ремесел Севера. И, как следует из ее названия, создают там не просто побрякушки, а сувениры, отсылающие к искусству коренного населения Кольского Заполярья. Изделия вытачиваются из кости или рога оленя, в качестве рисунков используются элементы саамского орнамента. А изготавливают их люди с ограниченными возможностями здоровья и пенсионеры.

 

 

Сломать стены одиночества

Мастерская открылась в ноябре прошлого года. И несмотря на востребованную туристами продукцию, этот проект вовсе не коммерческий. Он, говоря официальным языком, создан для социализации пенсионеров и людей с ограниченными возможностями. В переводе на разговорный это означает, что мастерская дает возможность людям преодолеть одиночество, начать общаться, творить, развиваться.

— Идея родилась у нас за чаем, когда мы стали размышлять о расширении сфер деятельности, — рассказала президент регионального общественного фонда «Благо Дать» Анна Багатова. — Вспомнили, что у нас трудится саам, который не только знает культуру и искусство своего народа, но и благодаря профильному образованию владеет навыками, необходимыми для создания изделий.

 

Юрий Маягин

 

«Вестник» уже рассказывал о созданной фондом типографии, в которой трудятся люди с ограниченными возможностями здоровья. Она успешно действует на рынке полиграфических услуг. Решив выйти за рамки только печати, инициативная группа обратилась за финансовой поддержкой в Фонд президентских грантов. Подготовить документы для подачи заявки помог Центр поддержки гражданских инициатив. В итоге проект выиграл грант. Деньги пойдут на покупку оборудования и материалов.

 

И сувенир, и оберег

Преподает азы резьбы по кости и рогу Юрий Маягин. Он потомственный саам, культура северного народа у него в крови. Получив специальность резчика, юноша стал творить на профессиональном уровне.

— Все изображения, которые мы наносим на изделие, взяты с петроглифов или шаманских бубнов, — рассказал мастер. — Вот эти, например, означают божества, а эти — оленей.

К слову сказать, без пояснений знающего человека разобраться с рисунками непросто. И если наличие рогов указывает на то, что изображен олень, то с пониманием остального возникают трудности. Простой, на взгляд постороннего, рисунок, оказывается, несет в себе сакральный смысл. Правильно расставленные символы на кулоне превращают его в оберег. «Заговорить» их можно и на благополучие, и на достаток, и на прибавление в семье. Впрочем, ученики мастерской на шаманские украшения пока не замахиваются. Как пояснил Юрий Маягин, он знакомит их с основами резьбы, помогает почувствовать материал, понять его особенности.

Я не смогла устоять перед соблазном пройти экспресс-курс обучения, но попытка оказалась бесплодной. «Срезалась» на первом же шагу. Заготовка отпиливается от рога или кости ножовкой. Для этого требуются усидчивость и терпение, чем лично я не обладаю, так что до шага «нанести рисунок и вырезать его» не дошла.

— Запах во время выпиливания в мастерской стоит, как в стоматологии, — подметила Анна Багатова.

 

Анна Багатова

Действительно, аромат, распространившийся от рога, напомнил специфическую атмосферу кабинета зубного врача. Да и сам аппарат, которым вырезают узоры, смахивает на инструмент дантиста. Все-таки у мастеров должны быть стальные нервы! Хотя на первом месте — художественный вкус. А вот узнать о наличии этих качеств можно, лишь попробовав себя в этом увлекательном занятии.

 

Общение и труд рядом идут

Анна Багатова рассказала, что в мастерской обучаются группы по шесть-семь человек в течение двух месяцев. Занятия проходят два раза в неделю по два часа. На первом уроке слушатели курсов изучают саамскую культуру, знакомятся с рогом как материалом для изготовления сувениров. Затем переходят к практическим занятиям.

Самые способные останутся работать на постоянной основе. Одного молодого человека уже взяли в штат.

— Проект нацелен в первую очередь на социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями здоровья и пенсионеров, — отметила президент фонда. — Он дает им возможность общаться, трудиться, творить. Помимо этого мастерская вносит свой вклад в возрождение и поддержку ремесел коренных народов Севера.

Автор: Зайченко Анна

Фото: Сергей Ещенко

 

Источник

Previous post Горожанам с ограниченными физическими возможностями была представлена концепция «Саки — территория гостеприимства и безбарьерной среды»
Next post Путин пообещал развивать безбарьерную среду для инвалидов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *