Броши, брелоки, пуговицы — вот далеко не полный список сувенирной продукции, которую изготавливают в мастерской традиционных ремесел Севера. И, как следует из ее названия, создают там не просто побрякушки, а сувениры, отсылающие к искусству коренного населения Кольского Заполярья. Изделия вытачиваются из кости или рога оленя, в качестве рисунков используются элементы саамского орнамента. А изготавливают их люди с ограниченными возможностями здоровья и пенсионеры.
Сломать стены одиночества
Мастерская открылась в ноябре прошлого года. И несмотря на востребованную туристами продукцию, этот проект вовсе не коммерческий. Он, говоря официальным языком, создан для социализации пенсионеров и людей с ограниченными возможностями. В переводе на разговорный это означает, что мастерская дает возможность людям преодолеть одиночество, начать общаться, творить, развиваться.
— Идея родилась у нас за чаем, когда мы стали размышлять о расширении сфер деятельности, — рассказала президент регионального общественного фонда «Благо Дать» Анна Багатова. — Вспомнили, что у нас трудится саам, который не только знает культуру и искусство своего народа, но и благодаря профильному образованию владеет навыками, необходимыми для создания изделий.
Юрий Маягин
«Вестник» уже рассказывал о созданной фондом типографии, в которой трудятся люди с ограниченными возможностями здоровья. Она успешно действует на рынке полиграфических услуг. Решив выйти за рамки только печати, инициативная группа обратилась за финансовой поддержкой в Фонд президентских грантов. Подготовить документы для подачи заявки помог Центр поддержки гражданских инициатив. В итоге проект выиграл грант. Деньги пойдут на покупку оборудования и материалов.
И сувенир, и оберег
Преподает азы резьбы по кости и рогу Юрий Маягин. Он потомственный саам, культура северного народа у него в крови. Получив специальность резчика, юноша стал творить на профессиональном уровне.
— Все изображения, которые мы наносим на изделие, взяты с петроглифов или шаманских бубнов, — рассказал мастер. — Вот эти, например, означают божества, а эти — оленей.
К слову сказать, без пояснений знающего человека разобраться с рисунками непросто. И если наличие рогов указывает на то, что изображен олень, то с пониманием остального возникают трудности. Простой, на взгляд постороннего, рисунок, оказывается, несет в себе сакральный смысл. Правильно расставленные символы на кулоне превращают его в оберег. «Заговорить» их можно и на благополучие, и на достаток, и на прибавление в семье. Впрочем, ученики мастерской на шаманские украшения пока не замахиваются. Как пояснил Юрий Маягин, он знакомит их с основами резьбы, помогает почувствовать материал, понять его особенности.
Я не смогла устоять перед соблазном пройти экспресс-курс обучения, но попытка оказалась бесплодной. «Срезалась» на первом же шагу. Заготовка отпиливается от рога или кости ножовкой. Для этого требуются усидчивость и терпение, чем лично я не обладаю, так что до шага «нанести рисунок и вырезать его» не дошла.
— Запах во время выпиливания в мастерской стоит, как в стоматологии, — подметила Анна Багатова.
Анна Багатова
Действительно, аромат, распространившийся от рога, напомнил специфическую атмосферу кабинета зубного врача. Да и сам аппарат, которым вырезают узоры, смахивает на инструмент дантиста. Все-таки у мастеров должны быть стальные нервы! Хотя на первом месте — художественный вкус. А вот узнать о наличии этих качеств можно, лишь попробовав себя в этом увлекательном занятии.
Общение и труд рядом идут
Анна Багатова рассказала, что в мастерской обучаются группы по шесть-семь человек в течение двух месяцев. Занятия проходят два раза в неделю по два часа. На первом уроке слушатели курсов изучают саамскую культуру, знакомятся с рогом как материалом для изготовления сувениров. Затем переходят к практическим занятиям.
Самые способные останутся работать на постоянной основе. Одного молодого человека уже взяли в штат.
— Проект нацелен в первую очередь на социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями здоровья и пенсионеров, — отметила президент фонда. — Он дает им возможность общаться, трудиться, творить. Помимо этого мастерская вносит свой вклад в возрождение и поддержку ремесел коренных народов Севера.
Автор: Зайченко Анна
Фото: Сергей Ещенко