Не смотря на то, что у нас шутят, что психолог — это демо-версия психоаналитика, а психоаналитик — это последнее предупреждение перед психиатром, при чем хороший психолог это тот, чьи пациенты, как только узнают, что за каждое следующее посещение придется платить 200 долларов, легко и непринужденно самостоятельно, с невероятным запалом  начинают выходить из депрессии.– все не так страшно и когда говоришь о своих затруднениях и заботах со специально подготовленным в психологии человеком, непременно, рано или поздно, приходят нужные изменения,  потому что такой человек может расставить акценты так, что ты незаметно для себя взглянешь в диалоге с ним на ситуацию свежим взглядом и рассмотришь пути  разрешения забот и трудностей, по-новому сможешь взглянуть на себя и свои силы, например, я, как психолог, использующий разнообразные техники психотерапии, всегда предлагаю клиенту, который видит нужду обратиться ко мне по поводу своих забот, на выбор разные возможности подумать над своим беспокойством и заботами:

а) просто поговорить о том, что видится вам в проблеме и посмотреть, что из этого самоисследования выйдет, просто говорить все, что приходит на ум, любую ерунду, сарказм, остроты, любые банальности , идеи в порядке «бреда», ведь свободная речь помогает  выйти на поверхность напряжению и через слова удержать это напряжение, оно больше не  хаотичная буря чувств, разрывающая сердце и душу, оно уже нечто определенное, названное, не такое незнакомое и неизвестное, назвав на него можно как-то посмотреть и отнестись к нему определенным образом. Не зря в одной из сказок говориться  — «назови гнома и он исчезнет». Так и с напряжением, разгляди его, назови его правильным словом, свяжи его с какой-то частью своей жизни, обсуди это и напряжение исчезнет.

б) можно  со мной поговорить о проблеме через метафоры и сказкотерапевтические истории, что обеспечит мягкий доступ к содержанию бессознательного и содержащимся там ключам и вызовам, связанным с проблемой, поможет по-новому взглянуть на обыденную ситуацию и увидеть в ней  точки выбора, шифры и уроки, которые могут быть трамплином для развития жизни  на новом уровне.

в)  у меня на встрече можно поговорить самим с собой и со мной через способы творческого самовыражения и техники арт-терапии, рисуя и проникая через рисунок к глубинам и вершинам собственной психики на символическом уровне, понимая себя  и осознавая себя  как человека , способного влиять на свою жизнь и через рисунок как язык , которым тела и переживания говорят о вас неожиданным образом , подбираясь к бессознательным аспектам проблем, затруднений и вызовов, отраженным где-то в содержаниях бессознательного понять  ситуацию в своей жизни и способы действий в ней, которые будут во благо, потом долго говорить все , что приходит на ум про рисунок, сочиненную историю, стих или показанный перформанс , в связи с изображенными образами, о всех чувствах, переживаниях, идеях, мыслях, эмоциях, остротах, шутках об этом и через свободную речь , избавится от застарелого,мучащего напряжения

г) поиграть в настольную игру в форме квеста воображения с использованием всяческих техник-арт-терапии и комплексной сказкотерапии, которая незаметно позволит трансформировать ваши  внутренние  напряженные, заботящие вас состояния, даст возможность посмотреть на ситуацию со стороны, при этом совсем не важно, как человек рисует и так получить безопасный доступ к содержаниям его бессознательного, к бессознательным ключам и способам жизни, связанным с актуальной проблемой, связанным с актуальной тревогой, актуальным напряжением, актуальной заботой, актуальным вызовом, заложенным в ситуации в восприятии конкретного человека.

Но над затруднениями можно думать и самостоятельно, постараться приблизиться к корню трудности в процессе самопознания. Если вас что-то мучит и тревожит, беспокоит сейчас, что-то чрезмерно заботит вас в вашей жизни, лишает покоя, вы можете сделать следующее:

Шаг 1.

Информация , помогающая  взглянуть на то, что вас беспокоит, тревожит, заботит , напрягает с  нового ракурса, неожиданным образом.  Ведь у всех иногда бывают серые дни и перед всеми порой встают трудности, которые заботят , отнимают энергию, тревожат, волнуют, напрягают и беспокоят. Надо просто найти время, место для того, чтобы собрать волю в кулак и начать что-то с этим делать.

  1. Туманная ситуация, мешающая «движению» по жизненному пространству, вызывающая тревогу, заботящая, заставляющая беспокоится, напрягающая, вызывающая смутные , непонятные волнующие меня чувства

На первый взгляд, трудность, которая меня заботит и мешает моему «движению» по пространству моей жизни, вызывая напряг, волнение, тревогу или беспокойство, заключается в___________________________ (закончите предложение,  написав , как вам кажется, в чем же заключается тревожащая вас ситуация, заботящая, напрягающая вас, а потом нарисуйте   образ  этой ситуации, чтобы посмотрев на нее можно было догадаться о чем речь, можете нарисовать в виде ребуса, а можете в виде символа или сделайте монотипию: для этого думаем о ситуации, которая тревожит, заботит , напрягает и подбираем определенные цвета, оставляем пятна, каракули, загагулины, все что хочется  на   стекле размером с альбомный или блокнотный лист – стекло нужно приготовить заранее, можно оставлять такие пятна или каракули и загагулины медовой акварелью с минимумом воды, можно на палитре смешать акварель и обильно взбитую пену мыла или развести мыльной водой акварель, чтобы краска получилась густая , акварель , разведенная мыльной пеной или  мыльной водой, достаточно быстро сохнет, и поэтому акварель на уровне цвета не сливается друг с другом, если густо брать медовую акварель с минимумом воды, тогда будут сливаться переходы и может быть это будет еще интересней и неожиданней, думайте  о ситуации и стихийно рисуйте , без  того, чтобы продумывать какой-то сознательный образ, отпустите фантазию и позвольте руке двигаться, когда рисунок  со цветовыми пятнами, линиями, каракулями, зигзагами и загагулинами, отражающими напрягающую ситуацию, будет готов и  станет почти сухой,  а бумагу , на которую будете делать отпечаток со стекла, вы заранее увлажните мокрой ваткой, бумага будет влажная  — можно делать отпечаток: кладите  переворачивая стекло на влажную бумагу или берите лист влажной бумаги за уголки  и прикладывайте к стеклу, но не сразу, а начиная, например, с верхней части рисунка и затем сверху положите  газетку и   слегка прижимайте кулаком бумагу по всей площади листа, поглаживая, разглаживая аккуратно, при этом если бумага, на которой делается отпечаток , недостаточно влажная  — тогда берем зубную щетку с широкой ручкой и ручкой от зубной щетки слегка нажимая проглаживаем  поверхность газеты , прикрывающий лист бумаги, который приложили к стеклу, или берем расческу, ложку и, слегка нажимая, аккуратно подвигаем им по бумаге слева направо по всей площади, которую занимает рисунок и разглаживаем поверхность с нажимом и еще раз так  продвигаем ручку от зубной щетки, ложку или расческу  сверху вниз также по всей площади рисунка, стараясь ничего не сдвинуть, потом  поднимаете угол листа бумаги и можете посмотреть на отпечаток,  на листе будет с разной степенью прорисовки отпечатаны пятна, кое-где будут видны точечки , где-то размытые линии , тогда  дождавшись , когда рисунок подсохнет обведите контуры образа, получившегося в результате смешивания цветов на стекле и  последующего отпечатка на бумаге, а теперь подумайте на что похож обведенный по контуру образ, увидьте в нем что-то конкретное, подумайте на что похоже, что это? На что пожоже?  поассоциируйте на него, пишите все , что приходит на ум, любые мысли, воспоминания, факты из жизни, какие всплывают при взгляде на этот образ, теперь подумайте , что значит для ваз этот образ, какой для вас зашифровано в нем самом послание  от вашего бессознательного, от вашей души вам самим и  как это связанно с пониманием что именно вас тревожит, напрягает, заботит или мешает принять какое-то решение или мешает двигаться к чему-то)

 

Шаг 2. Поиск фактов

в чем конкретно проявляется трудность, которая меня заботит, напрягает и мешает?

что я о ней знаю?

что о ней знают другие, которые сталкивались со мной или с похожей трудностью, которая их напрягала, заботила, мешала действовать?

чего я о ней не знаю?

какой информации  об этой трудности, которая меня заботит, тревожит, напрягает, мешает мне не хватает?

Может быть вы нарисуйте ответ-образ на эти вопросы или снова сделайте монотипию, обведя контуры образа, получившегося в результате смешивания цветов на стекле и отпечатка на бумаге, чтобы понять потаенный, бессознательный смысл содержаний, скрывающийся за сознательными ответами

  1. Определение проблемы

 

Почему я имею эту трудность, которая меня напрягает, тревожит, заботит и мешает ? напишите, как вам кажется (гипотезу), а потом Может вы Нарисуйте образ ответа на вопрос и поассоциируете на него, позаписываете все мысли, воспоминания, которые приходят на ум в связи с ним, а теперь подумайте какой смысл и общее послание этих ассоциаций, какое тайное послание для вашей собственной души зашифровано в этих приходящих на ум ассоциациях?

Что будет, когда у меня этой трудности, которая меня заботит и мешает не станет? напишите, как вам кажется, а потом Может вы Нарисуйте ответ на этот вопрос и поассоциаруете, напишите все , что всплывает в мыслях, все воспоминания, а потом подумаете, а какое в этих ассоциациях послание лично вам, вашей душе зашифровано в них?

Теперь если взглянуть на трудность, которая меня заботит и мешает, то…____________ вы закончите это предложение , а потом может нарисуйте образ ответа на вопрос в виде символа или сделаете монотипию, по описанному выше способу, на который поассоциируете

  1. Поиск оставленных для меня «ответов» самой жизнью (Создание поля идей)

Что в реальной жизни может послужить оставленным для меня ответом самой жизнью о том, как совладать и справиться с тревогой, беспокойством, волнением по поводу этой трудности , которая мне мешает?

(Другими словами, что можно сделать, чтобы решить эту трудность, которая меня заботит и мешает? посмотрев на все, что написали выше, что приходит в голову?)

(Записывается все, что приходит в голову без оценки и отбора и зарисовывается, потом нарисуйте или сделайте монотипию, обведя контуры получившегося в результате смешивания цветов на стекле и отпечатка на бумаге образа, ассоциируется на этот образ)

  1. Оценка и отбор

По каким критериям я буду отбирать подходящие именно для меня «ответы» (рабочие идеи), пригодный именно в ситуации наличия моей трудности?

Теперь, я понимаю, что подходящим оставленным именно для меня «ответом» являются следующие рабочие идеи:

Нарисуйте образ в виде какого-нибудь символа или монотипии, поассоциируйте на него, что он вам напоминает, о чем заставляет думать, что чувствовать, о чем вспоминать, какое тайное послание зашифровано для вашей души в этих всплывших ассоциациях, воспоминаниях?

  1. Образ решения

Что нужно сделать, чтобы оставленный для меня «ответ» был применен по назначению, был полезен и использован? Нарисуйте

  1. План

Кто мне поможет  совладать с трудностью и разрешить  эту проблемную ситуацию, эту трудность в принципе?

Когда это лучше делать?

Какие ресурсы (имеющиеся возможности, средства) нужно привлечь?

Нарисуйте все (или сделайте монотипию, как было описано выше, обведя контуры получившегося в результате смешивания цветов на стекле и отпечатка на бумаге образа, поассоциируете на него – пишите все что всплывает в мыслях, факты, воспоминания, затем подумайте какое послание для вашей души зашифровано в этих ассоциациях) или напишите

  1. Развернутый план

Что нужно сделать, чтобы трудность  нейтрализовать и она меня не беспокоила, не заботила, не напрягала?

Кто будет помогать?

Когда это нужно

сделать?

Каким образом это делать?

Где?

Нарисуйте Список действий, необходимых для реализации задуманного, а теперь  поассоциируйте на сделанные зарисовки, записывая все , что приходит на ум, любые воспоминания, чувства, теперь гляньте какой в них смысл, какой зашифрован общий посыл или напишите список действий

Возле каждого действия появляется тот, кто может помочь

Возле каждого действия проставляются конкретные сроки исполнения ( а как еще проверить себя, не увельнули  вы и не нашели ли предлог ничегошеньки со своей жизнью не делать?)

Возле каждого действия выписываются необходимые, как вам кажется, средства, ресурсы (возможности), примерные схемы действий в таких ситуациях

Обозначается место действия, где можно сделать задуманное

  1. Выводы

Чему меня научила работа?

Так происходит самопознание, если этого будет достаточно, я рада, если хочется  дополнительно это с кем-то обсудить , добро пожаловать на встречу к психологу.

 

 

 

 

Previous post Мария Каширина. Сложности в нашей жизни делают нас мудрей и сильней, закаляют характер.
Next post Тематический каталог — сборник «Я продолжаю идти…»