Методическое пособие

  /  Методическое пособие

В каком стиле вы напишите свою статью?

Как и указано в Положении о Конкурсе вы можете выбрать любой журналистский жанр. Пусть это будет очерк, статья, эссе, интервью.

Чем эти жанры отличаются один от другого? Давайте разберемся!

Очерк – наиважнейший жанр художественной публицистики, и по праву считается самым богатым из всех жанров на выразительные возможности. Выделятся развернутым построением, глубиной творческой мысли, переплетением художественных приемов и документалистики.

 

Существует несколько видов очерка, но мы с вами остановимся на тех, которые интересно рассмотреть в нашем случае:

  • путевой (передает впечатления от путешествия или раскрывает события на фоне произошедших событий в пути, причем центральное место сюжета всегда занимает путешествие);
  • научно-популярный (раскрывает суть происходящего явления);
  • социологический (представляет собой социальное исследование в центре которого стоит общественная деятельность человека);
  • проблемный (очерк посвящен ходу развития проблемной ситуации).

Очерк отличается от рассказа в художественном стиле тем, что в нем автор описывает события, которые происходят в жизни на самом деле. Этот жанр считается наиболее привлекательным для читателя.

Необходимо отметить, что сумбурное выражение мыслей на листе бумаги не приемлемо называть очерком. Самое важное для очерка – это наличие плана, основанного на реальных фактах, часто с использованием дат, временного промежутка и места произошедшего события.

 

Рассказ – основной жанр малой повествовательной прозы.  Рассказ восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в рассказах не много действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы.

  • Особенности рассказа
  • Небольшой объём
  • Одна сюжетная линия
  • По количеству страниц рассказ может быть и объёмным, но главное то, что всё действие подчинено одной проблеме.
  • Большую роль в рассказе играют детали.
  • В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.
  • Рассказы имеют меткое, запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос.
  • Рассказы написаны авторами в определённую эпоху, поэтому, конечно, они отражают особенности литературы той или иной поры.

 

Эссе – это жанр, имеющий непосредственную близость с научной, публицистической и художественной литературой, однако не относящийся целиком ни к одной из них. Широта выполняемых эссе функций позволяет относить к этому жанру любые произведения с неявно выраженной жанровой структурой.

Эссе преследует художественно-эстетические и познавательно-практические задачи. Для создания текста в жанре эссе необходима четкая и нестандартная (один из основных жанрообразующих признаков эссе – парадоксальность) авторская позиция. Автор стремится «захватить» читателя собственными эмоциями, а не увлечь новой и оригинальной теорией. В противном случае логика развивается по примеру логики в аналитической статье: гипотеза – аргументы.

В эссе важен диалог с читателем (важен как для автора, так и для читателя). Метод, с помощью которого автор выстраивает этот диалог, выбирается индивидуально. Однако один из самых простых приемов – риторические вопросы: непроизвольно у читателя возникает желание на них ответить.

Эссе требует от автора определенного жизненного опыта, высокого интеллектуального уровня. Начинать работу над эссе рекомендуется с малых форм: зарисовок, записок и т.п. Необходимо усилить наблюдательность за окружающим миром, постоянно искать интересное в обычных вещах и заворачивать впечатления в слова, т.е. «набить» руку. Только после того как жанры, смежные с эссе, начнут получаться, следует пробовать себя в жанре эссе.

Интервью – один из жанров в форме разговора журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам Кроме того, интервью является одним из методов получения информации в журналистике. В интервью участвуют два собеседника: интервьюер (журналист) и интервьюируемый. Они обмениваются информацией для того, чтобы насытить аудиторию.

  • Интервью-расследование. Его проводят для серьезного, более подробного изучения проблемы или события. Обычно готовится обстоятельно, формулировки вопросов и их последовательность тщательно продумываются. Для интервьюера ключевым оказывается умение следить за ходом рассуждения интервьюируемого, коммуникативная пластичность и грамотное владение невербальными формами общения.
  • Беседа (диалог) — разновидность интервью, когда журналист не просто посредник между героем и зрителем, а становится с собеседником на равных благодаря совместному творчеству. Творческая репутация и большой профессиональный опыт являются обязательными условиями такого интервью. Также важно выбрать правильного собеседника. Ведь с его помощью журналисту требуется выстроить грамотный и интересный материал.

Традиционно интервьюируемых можно разделить на три категории:

1) государственные и политические деятели, специалисты и др. люди, которые обладают специфическими знаниями в какой-либо конкретной области; цель интервью — узнать что-то, в чем компетентен этот человек;

2) знаменитости. Их интервьюируют, чтобы узнать их мнения по какому-либо поводу и подробности их деятельности и жизни стали достоянием массовой публики;

3) обыкновенные люди. С ними мы встречаемся на улице, дома, на работе. Цель интервью — выяснить общественное мнение о каком-либо событии. Но и тут есть разделение: взрослое интервью и интервьюирование детей.

Интервью по телефону — удобный и оперативный вид интервью. Его можно использовать в условиях строгого ограничения времени, когда у журналиста нет возможности выезжать на съемку.

Интервью с помощью разных служб Интернета. Электронная почта, форум, чат и т. д. — возможные пути для сбора информации и проведения интервью. Если же нужно получить официальный комментарий, переписки в чате будет недостаточно. Тогда можно поговорить с интервьюируемым по видеосвязи.

 

Где взять информацию для творческой работы?

Информацию можно брать… везде. Замечательно, если у вас есть собственный опыт. И мы очень на него рассчитываем, поскольку объяснить подробно и достоверно каким образом лучше проехать по историческим местам людям с ограниченными возможностями здоровья, можно исходя именно из личного опыта.

Интернет вам в помощь! Только не забывайте, что статья ваша должна быть уникальной. Для проверки уникальности текста существуют специальные программы, благодаря которым можно с легкостью вывести недобросовестного автора «на чистую воду». Не стоит испытывать судьбу!

Будет интересно, если вы сможете взять интервью у очевидцев или людей, имеющих самое прямое отношение к описываемому вами памятнику, храму или историческому зданию. Сейчас в каждом телефоне есть микрофон, существует большая вероятность того, что люди с удовольствием ответят на ваши вопросы устно, или специалисты подготовят для вас архивный материал. В конце концов вы делаете не только доброе дело, а еще и рекламируете культурно – исторический объект. Ни много ни мало – способствуете развитию внутреннего туризма в стране!

 

Интервью – является одним из методов получения информации в журналистике. В интервью участвуют два собеседника: интервьюер (журналист) и интервьюируемый. Они обмениваются информацией для того, чтобы насытить аудиторию.

Интервью-расследование. Его проводят для серьезного, более подробного изучения проблемы или события. Обычно готовится обстоятельно, формулировки вопросов и их последовательность тщательно продумываются. Для интервьюера ключевым оказывается умение следить за ходом рассуждения интервьюируемого, коммуникативная пластичность и грамотное владение невербальными формами общения.

Беседа (диалог) — разновидность интервью, когда журналист не просто посредник между героем и зрителем, а становится с собеседником на равных благодаря совместному творчеству. Творческая репутация и большой профессиональный опыт являются обязательными условиями такого интервью. Также важно выбрать правильного собеседника. Ведь с его помощью журналисту требуется выстроить грамотный и интересный материал.

Традиционно интервьюируемых можно разделить на три категории:

1) государственные и политические деятели, специалисты и др. люди, которые обладают специфическими знаниями в какой-либо конкретной области; цель интервью — узнать что-то, в чем компетентен этот человек;

2) знаменитости. Их интервьюируют, чтобы узнать их мнения по какому-либо поводу и подробности их деятельности и жизни стали достоянием массовой публики;

3) обыкновенные люди. С ними мы встречаемся на улице, дома, на работе. Цель интервью — выяснить общественное мнение о каком-либо событии. Но и тут есть разделение: взрослое интервью и интервьюирование детей.

Интервью по телефону — удобный и оперативный вид интервью. Его можно использовать в условиях строгого ограничения времени, когда у журналиста нет возможности выезжать на съемку.

Интервью с помощью разных служб Интернета. Электронная почта, форум, чат и т. д. — возможные пути для сбора информации и проведения интервью. Если же нужно получить официальный комментарий, переписки в чате будет недостаточно. Тогда можно поговорить с интервьюируемым по видеосвязи.

 

Выбирайте тему

Давайте немного конкретизируем тему вашего опуса. Общая тема нам понятна – «Архитектурные и исторические памятники Московской области доступные для всех». Но тема эта слишком обширная и поэтому мы предлагаем вам выбрать из предложенных ниже вариантов более узкую тему.

Вы можете выбрать ее в самом начале своего творческого искания или наоборот подобрав всю информацию для своей статьи или эссе и уже потом решить, на какую тему вы сможете написать наиболее интересную и важную для себя и своих читателей работу.

Итак, перед вами на выбор три темы:

  • «Лучшее комплексное освещение темы «Доступные архитектурные и исторические памятники Московской области»;
  • «Культурное наследие – одно из главных оснований национального самоуважения и признания сообщества всего мира»
  • «Памятники ушедшего времени. Заменять? Обновлять? Сохранять?»

 

Стиль или факты?

Наверняка, изучив предмет о котором вы будете писать, вы столкнетесь с массой специальных терминов. Но для удобства читателей попробуйте донести информацию максимально доходчиво, не излагая сухо. Уверены, вам будет достаточно легко это сделать, поскольку, раз вы выбрали для описания именно этот объект, значит вам самому он нравится, и значит будет просто описать его с чувством, чтобы читателю этот объект смог понравится даже заочно и помните, не только понравится, а понравиться так сильно, чтобы читатель захотел приехать и познакомиться с ним поближе.

При подготовке статьи очень важно, чтобы вы записывали любую новую информацию. Не стоит пытаться все запомнить. Если вам не удобно писать, наговаривайте информацию на диктофон.

 

Готовы? Поехали!

Когда вы наконец сядете за стол вам необходимо будет просто перенести все свои записи на электронную страницу, структурировать добавить красок и юмора, но об этом далее.

Фраза, которую очень важно «держать в голове» при написании статьи – «Главное – порядок!»

Если у вас в статье все лаконично оформлено, будет значительно проще добавить или убрать какую-то фразу.  А если статью будет удобно читать
– вы как автор легче добьетесь своей цели – убедите посетить историческое место, которому посвящена ваша работа.

 

Приблизительный план вашей статьи будет таков:

  • Вступление, где вы напишите, почему выбрали именно этот исторический объект?
  • На каком основании этот объект имеет статус исторического?
  • История его создания
  • О создателе
  • Чем исторический объект примечателен?
  • Есть ли у этого места легенда?
  • Кто посещает этот исторический объект и при каких обстоятельствах?
  • Почему вы рекомендуете посетить именно этот исторический объект людям с ОВЗ?
  • Чем он дорог именно вам?
  • Есть ли у вас личная история, связанная с этим исторический объектом?
  • Считаете ли вы, что исторический объект требует ухода, реставрации?
  • Считаете ли вы, что этот исторический объект будет интересен потомкам? Почему?
  • Часто ли этот исторический объект посещают иностранные гости и почему?
  • Как вы считаете имеем ли мы право гордиться этим исторический объектом?
  • Заключение

 

Ответив даже на все эти вопросы в литературной форме, снабдив статью фотографиями хорошего качества, вы уже получите самую настоящую творческую работу, которую можете прислать нам. Лучшие работы с именем автора войдут в «Каталог-гид».

Но, творчество потому и творчество, что в вашей статье все может быть «по-другому»! Как? Посмотрим!

Возможно, ваш вариант окажется во сто крат интереснее!

 

Помните, в творчестве есть только советы, а правил нет!

Правил-то нет, но кто бы ни советовал вам, как лучше написать свою статью, вы обязательно услышите такие слова: «Пишите об общего к частному, а не наоборот». И действительно лучше сначала рассказать о месте, где расположен объект, который вы описываете и уже значительно позже рассказать, «какие виньетки на фасаде вам особенно нравятся».

 

Используйте заголовки для каждого смыслового фрагмента.

Например, фрагмент раскрывает смысл вопроса: «Считаете ли вы, что памятник требует ухода, реставрации? Значит выделите этот фрагмент заголовком «Снести или реставрировать?», ну или как-то еще, как вам больше нравится.

Поскольку вы готовите свой материал для того, чтобы люди могли приехать и познакомиться с описываемым вами архитектурным сооружением имеет смысл соблюдать в своем рассказе последовательность, а не «скакать» с одной мысли на другую, как по кочкам, рискуете провалиться в «интеллектуальное болото».

И еще: «Не упустите возможность поюморить там, где это будет уместно», а юмор уместен практически в любом случае.

Обязательно приводите примеры – это всегда помогает легче разобраться в сложном вопросе.

 

Вперё-ё-ё-ё-ёд, начали!

И теперь начинаем писать. Пишите легко. Все что придет в голову. Ваша голова уже достаточны потрудилась, чтобы подготовиться к процессу написания.

Пишите тезисами, то есть по смысловому фрагменту, один за другим. Соблюдайте логическую последовательность и не старайтесь сразу написать всю статью «на отлично» у вас будет еще много времени, чтобы отредактировать написанное вами. Главное уловить настроение, чтобы ваша творческая работа «искрилась» вашими эмоциями, вашим отношением к «предмету».

Главное, чтобы ваша статья могла быть полезной тому, кто ее прочитает. Конечно гораздо приятнее читать статью автор которой хорошо понимает, что такое стиль и слог, но «полезность» материала – первостепенна.

А ваша аудитория – это в первую очередь люди, ограниченные в возможностях передвижения и при написании статьи – это все время надо «держать в голове».

 

И вот теперь начинается самое…

Сложное? Пожалуй! Вам надо самому свой текст отредактировать.

Проверить текст на ошибки. Если вы уверены в себе – отлично. Если – нет. Вам поможет специальная бесплатная программа –  text.ru.

Кстати эта же программа поможет вам проверить текст на уникальность.

Затем внимательно читаем текст от первой до последней буквы. Следим, чтобы текст «струился», не «спотыкался» то на лишнем слове, то на странном словосочетании. Любая фраза, которая на этом этапе кажется вам не идеальной требует строгой вашей оценки и переработки. В помощь вам очередная программа –  synonymonline.ru

Безжалостно убирайте все, что кажется вам лишним так называемую «воду». Слова или словосочетания без которых текст не потеряет смысл – это и есть «вода». Помните фразу «из пустого в порожнее». Постарайтесь написать свой материал так, чтобы у читателя не возникло подобных ассоциаций. Отшлифуйте текст, чтобы он был предельно понятен даже человеку совершенно не компетентному в вопросе, который вы освещаете.

Еще раз внимательно просмотрите верно ли выстроен план вашего материала. Может быть стоит поменять местами те самые смысловые фрагменты. Помните – «От общего к частному»!

Если вам показалось, что вы упустили что-то важное, не поленитесь, допишите! Возможно это последняя фразочка и станет «изюминкой на торте»

Разместите фотографии и таблицы, если у вас такие имеются и отправляйте вашу творческую работу к нам на рассмотрение.

 

Прием конкурсных работ по предложенным темам, отработка методических указаний Главного редактора Проекта с участниками Проекта в индивидуальном порядке.

 

Напоминаю, что информационным ресурсом проекта является   портал «Открытый мир» www.openworld.su

На главной странице сайта вы увидите вот такой баннер “Конкурс литературных работ”

Нажимаем! Переходим по ссылке.

Таким образом вы окажетесь на официальной странице конкурса, где сможете найти всю необходимую документацию по этому захватывающему мероприятию.

А еще я прошу вас внимательно прочитать слоган на главной странице нашего интеграционного портала «Открытый мир»

 

Вам все интересно? Вы наш человек!

И если вы хотите всегда быть «на волне»,

чувствовать поддержку друзей,

давайте играть в одной команде!

Вместе веселее!

 

По всем вопросам организации и

проведения Конкурса обращаться:

 

e-mail: open-world.2019@yandex.ru

главный редактор интеграционного

портала НП «Открытый мир»

Романенко Юлия Юрьевна

 

 

Создавайте свои правила!

Мы с интересом будем знакомиться

с вами и вашим творчеством!