Человек, у которого резко изменились условия жизни, особенно, связанные с физиологическим функционированием, «выпадает» из социальной реальности. Сталкиваясь с проблемами стереотипного общественного восприятия тематики инвалидности, человек попадает в замкнутый круг проблем и недопонимания со стороны общества и даже внутри семьи, что только добавляет сомнение в своих силах и возможностях, и стимулирует депрессии. И это может быть временный эффект, но, если не помочь восстановиться как физически, так и психологически, человек может остаться в подобном состоянии на многие годы. Очень часто в медицине мы можем наблюдать следующий эффект: даже если инвалидизация была временная и перспектива возврата к обычной жизни высока, то человек, который от пережитого психологически «сломался», потерял свою идентичность, может остаться с инвалидностью, потому что его психика не верит в успешную реабилитацию и восстановление. В этом случае методика комплексной психологической и социально-культурной реабилитации через креативные и творческие направления становится основным способом, который помогает человеку избавиться от результатов пережитого тяжёлого, а иногда и трагического опыта. Сегодня, как никогда, актуален вопрос социальной и психологической помощи людям с инвалидностью. Многие из этих людей просто не знают, как вернуться к обычному социальному функционированию. Они чувствуют в себе силы и желание стать теми, кем были раньше: умными, красивыми и интересными людьми, занимающимися интересным делом и радующимися своим успехам. Только избавившись от старых неэффективных «фильтров сознания» — негативные убеждения, неэффективные способы мышления, непонимание своих желаний, человек сможет почувствовать себя способным к переменам. Современны методы помогают не только поправить «психологический портрет», но и дать умение самостоятельно регулировать свои эмоции. После того, как человек почувствует себя уверенным, психологически устойчивым, можно переходить к возвращению в профессию или освоение новой. Очевидна особая значимость профориентации людей с ОВЗ для государства, т.к. вместо человека, о котором нужно заботиться, государство получает активного гражданина. Выбор профессии процесс сложный, здесь нужно совместить интересы и потребности общества в трудовых ресурсах, склонности человека с ОВЗ, его психофизиологические возможности ( инвалидность — это физограничения) , как можно ближе познать функционал выбранной профессии, чтобы понять — «твое ли это призвание».
Проект «Акселератор знаний — комплекс профориентационных занятий и социокультурная абилитация людей с ОВЗ через творческие и креативные компетенции» направлен на улучшение качества жизни людей с инвалидностью, возрастом от 16-50. Формат проведения оф-лайн и он-лайн частично. В настоящее время в нашей стране, активно идет процесс изменения отношения государства и общества к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), расширяются аспекты их интеграции в разные сферы социальной и экономической жизни страны. Наличие инвалидности не должно быть барьером для достижения целей. Такие обстоятельства становятся поводом для активного поиска НКО, работающих с данной категорией благополучателей, новых методов социокультурной абилитации, психологической поддержки и программ переквалификации или обучения новым профессиям, которые направляют человека с ОВЗ на интересный и эффективный способ самореализации. Проект эффективен по направлениям социализации, оказанию психологической поддержки, проведения профориентационных занятий с дружественным и стремящимся к созданию толерантной атмосферы коллективом. Проект способствует получению дополнительных знаний и навыков в интересных современных профессиях, которые до сих пор остаются трудно достигаемой целью для людей с инвалидностью. Развитие коммуникативных навыков и социализация в обществе через коллективное взаимодействие в творческих клубах и креативных мероприятиях.
1. Профориентационные мастер-классы с отработкой практических занятий будут проведены по направлениям: — Видеооператор. Теория и практика. — Фотограф. Теория и практика — Мастер по укладкам волос. Теория и практика. — Мастер маникюра и педикюра. — Визаж. Теория и практика. — Мастер депиляции. Теория и практика. — Швея. Теория и практика. — «Курс начинающего предпринимателя» Что значительно увеличивает возможности участников проекта начать трудовую деятельность и выстраивать финансовую независимость.
2. Социокультурная абилитация. — Занятия вокалом — эффективные занятия для людей с ограниченными возможностями, которые дают инструменты для того, чтобы через звуковую терапию найти свои самые сильные стороны и взять контроль над нервной системой и, как следствие, над физическими процессами организма. — Актерское мастерство — В социальной реабилитации людей с ОВЗ искусство способствует формированию эмоциональных критериев личности. Это способ понять себя и окружающих мир через призму духовно-нравственных ценностей литературных произведений русских и зарубежных писателей. — Интеграционные занятия танцами на колясках — один из самых волшебных способов в сфере искусства проявить себя. Ведь танцует душа, а не только тело, возможности которого способен развивать каждый. Кроме того, это искусство затрагивает такие сферы как психотерапия, анатомия, психофизиология, нейропсихология, социальная адаптация. — Ораторское искусство — необходимое занятие для достижения роста уверенности в коммуникации с другими людьми, усилить навыки выступлений участников за счет освоения современных и классических технологий ораторского мастерства и коммуникации. — Занятия по активной фототерапии — включают занятия по фотопозированию, занятия со стилистом-корректором, владеющих знаниями модельного бизнеса, коррекции фигуры с помощью сочетания цвета, правильных пропорций одежды, расстановки акцентов с помощью аксессуаров и постановки правильных поз, что поможет женщинам корректировать особенности тела с помощью, вышеперечисленных инструментов. — Проведение модного показа с участием моделей с ОВЗ. Задают большой импульс активности не только для участниц проекта, выходящих на подиум, но и положительно воздействуют на многочисленную аудиторию, для которой, интеграционные модели становятся примером силы духа и доказательством тому, что возможности каждого человека не ограничены его физическим состоянием.
3. Психологическая поддержка: — Курс занятий с психологом по настрою базовых позиций роста уверенности в себе.