Оказывается, неподходящий вам по размеру костюм может не только прийтись впору другому человеку, но и стать орудием благотворительности и частью большого социального проекта. Главное, чтобы он попал в надежные руки Дарьи Алексеевой, основательницы сети благотворительных магазинов Charity Shop. Как и все неравнодушные люди, она пришла в социальный бизнес по призванию. За пару лет Алексеева смогла создать предприятие, которое обеспечивает нуждающихся десятками тонн качественной одежды и дает интересную и хорошо оплачиваемую работу тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию.

 

 Дарья Алексеева

 

Все началось с того, что мы с подругами организовали в соседнем сквере небольшой гараж-sale, продав собственной, давно пылившейся в шкафах, одежды на 136 тысяч рублей за несколько часов. Это меня вдохновило. Я подумала: как просто собирать и продавать ненужные вещи, а заработанное направлять нуждающимся. Вязаные носки или открытки, сделанные сиротами, на такую сумму продать просто нереально, а одежда, особенно дорогих брендов, — очень востребованный товар, тем более по сниженным ценам.

 

Сказано — сделано

И в октябре 2014 года в Москве открылся первый Charity Shop, перед которым ставилась цель финансово поддержать Центр равных возможностей для детей-сирот «Вверх». Я вложила в проект 700 тысяч рублей, накопленные на предыдущей работе. Партнеров не нашлось, и именно мои деньги пошли на аренду помещений под магазин, а затем и склад, зарплаты продавцам, оборудование, рекламу. Тут-то и стало понятно, что бизнес не доморощенная распродажа и требует определенных ресурсов, отдельной команды.

 

 

И еще: что он не настолько рентабельный, как я предполагала. Поэтому сейчас, когда благотворительные организации интересуются, как открыть подобный магазин для поддержки основной деятельности, я стараюсь их отговорить. Это совершенно отдельная работа, которая не может быть переложена на плечи одного менеджера.

 

Бизнес доброй воли

Тем не менее Charity Shop удалось уже за первые 6 месяцев работы внести немалую лепту в дело благотворительности — почти 400 тысяч рублей. 93 тысячи из прибыли от продажи вещей получил центр «Вверх». 237 тысяч (а за весь год больше 600) заработали на нашей площадке, предоставляемой под различные мероприятия — вечеринки, мастер-классы и т. д., — сами фонды: «Старость в радость», «Волонтеры в помощь детям-сиротам», «Красота — детям», «Предание» и «Созидание». Еще 59 тысяч было выручено за социальные товары, сделанные ребятами из проектов Jewel Girls и Golovа и без комиссии реализуемые в нашем магазине.

Так мы поняли, что благотворительному магазину на стадии становления вовсе не обязательно отдавать большую часть прибыли нуждающимся, тем более что для фондов это не слишком большие деньги. Наша задача — нарастить доходы и заработанное реинвестировать в развитие бизнеса. На эти деньги можно, например, заказать дополнительные контейнеры, в каждый из которых собирается до 5 тонн одежды в месяц. А для целей благотворительности существуют другие механизмы.

Помимо тонн гуманитарной вещевой помощи, поставляемой в адрес нуждающихся, Charity Shop дает работу людям из социально незащищенных групп, воспитанникам и выпускникам коррекционных детских домов и психоневрологических интернатов. Сейчас у нас трудятся 32 человека, из которых половина — подростки с особенностями в развитии, бездомные и бывшие заключенные. Кроме того, в наших магазинах без комиссии реализуются товары, сделанные людьми из социально незащищенных групп в интеграционных мастерских. Таким образом, проект впитал в себя все основные принципы модели Goodwill (от англ. «добрая воля»), ориентированной на благотворительность на всех уровнях работы организации.

 

Круговорот вещей в природе

Главное отличие Charity Shop от магазинов секонд-хенд — мы имеем возможность выбрать вещи для продажи, а не вывешивать все, что пришло от поставщика. И предлагаем покупателям только то, что нравится нам самим: одежда должна быть не заношена (надета один или несколько раз), должна не выйти из моды 100 лет назад и не быть сшита из дешевых синтетических материалов.

Вещи приносят в магазин москвичи, также одежда собирается в специальные контейнеры в торговых и бизнес-центрах, офисах крупных компаний. Стиль работы Charity Shop нравится деловым людям. Руководители организаций сами заказывают у нас нарядные фанерные ящики с изображением розового единорога, а сотрудники с удовольствием загружают их ненужной одеждой. Таким образом, оплатив только транспортировку контейнера, компания получает отличную корпоративную акцию, в которой могут участвовать все — от технического персонала до топ-менеджмента. По ее результатам мы представляем подробный отчет: сколько вещей собрали и в каком состоянии, какую примерно прибыль они нам помогли получить и куда пойдут эти деньги. Как правило, в офисах собирается до 400 кг вещей, примерно 1200–1400 единиц одежды. И людям приятно сознавать, что они внесли вклад в благотворительность.

В Москве и городах-миллионниках можно успешно проводить подобные акции в торговых центрах. У нас, к примеру, был опыт сотрудничества с ТЦ «Мега», где в обмен на принесенную одежду люди получали скидки, купоны и возможность выиграть до 50 тысяч рублей на шопинг. Charity Shop был привлечен в качестве партнера, поскольку мы готовы были объезжать четыре раза в неделю магазины сети, сортировать собранные вещи и передавать их различным некоммерческим организациям. Так что с уверенностью могу сказать, что совместные акции упрощают путь «лишней» одежды к новым владельцам.

 

Москва сортировочная

Собрать одежду — только полдела, дальше начинается не менее сложная, но интересная работа — процесс сортировки. Вначале мы делали это на дому и успешно справлялись примерно с тонной вещей в месяц. Сейчас уже 40 тонн, и без склада и сложной логистики не обойтись.

К нам можно приносить одежду, обувь и аксессуары в любом состоянии. При этом то, что мы называем ветошью, не выбрасывается на свалку, а отправляется к нашим партнерам на переработку любо в приюты для животных, где она используется для утепления вольеров. Приходится возить эту часть пожертвований в другую область, но мы считаем это нашим вкладом в решение проблем экологии.

Вещи в хорошем состоянии после стирки в прачечной либо чистки передаются нуждающимся через центры социального обслуживания, благотворительные организации. У нас, в отличие от некоторых коллег, нет своего пункта выдачи, слишком затратна аренда. И мы либо отправляем одежду адресно — посылками, либо отгружаем фурами партнерам. Но почтовые отправления — удовольствие не из дешевых, поэтому в последнее время Charity Shop отдает предпочтение второму варианту, отправляя в регионы 4–5 грузовых машин вещей в месяц.

 

Бренды решают все

Транспорт, стирка, сортировка десятков тонн одежды по размерам и возрастам влетают в копеечку. Напомню, что финансируется эта программа только людьми, передающими ненужные вещи в Charity Shop. И наша задача — организовать их правильный круговорот, чтобы хватило средств и на благотворительность, и на аренду и зарплаты.

Доходы проекта формируются от продаж 20–30 % преимущественно брендовой одежды в магазинах Charity Shop в Москве и региональных секонд-хендах. Наши покупатели — студенты и более взрослые люди, которые хотят сэкономить, но при этом одеваться стильно и качественно или ищут что-то винтажное, оригинальное. В Charity Shop они могут купить «свою» вещь вдвое-втрое-вчетверо дешевле, чем она стоит в брендовом бутике.

 

Гормон роста

Благодаря трепетному отношению к передаваемым нам вещам и тщательной их сортировке нам удалось выйти на самоокупаемость уже на третий месяц работы. К августу 2015 года ежемесячный оборот составлял около 600 тысяч рублей. В сентябре мы открыли в столице второй магазин, и прибыль от розничных продаж увеличилась до 800 тысяч, еще около 200 тысяч приносят оптовики из регионов.

Однако, несмотря на такую динамику, мы до сих пор работаем практически «в ноль» и пока не в состоянии увеличивать объемы социальной поддержки. Наши деньги постоянно «работают»: растет оборот одежды — и мы расширяем склады, открыли магазин на «первой линии» — потребовалась красивая вывеска.

Отразилась на нас и девальвация рубля — цена на секонд-хенд из Европы выросла, и некоторые оптовики начали собирать вещи в России, в том числе прикрываясь благотворительностью, как псевдоволонтеры с ящиками псевдофондов у метро. То есть у нас появляются конкуренты.

К сожалению, в российских законах пока отсутствует такое понятие, как социальное предпринимательство. И чтобы обеспечить прозрачность бизнеса, нам пришлось регистрировать, помимо ООО «Чарити Шоп», второе юридическое лицо — собственный благотворительный фонд «Второе дыхание», через который проходят все расходы, не связанные с бизнесом. Хорошо, что у меня за плечами университетское финансовое образование и опыт, — мне легко было разобраться с бизнес-планом и бухгалтерией. Иначе пришлось бы нести дополнительные расходы.

Так что, если вы все же решитесь заняться подобным бизнесом, причем, как я, без партнера, рекомендую уже на стадии формирования команды определиться с тем, что меньше всего вы хотите делать, что хуже у вас получается. Тогда вам не придется бороться с собой и удастся легко делегировать полномочия.

Моя команда — это то, чем я больше всего горжусь.

 

Автор: Игорь Калиновский

Фото: nb-forum.ru

 

Источник

Previous post Социальная реабилитация инвалида
Next post 4 стиля успешного руководителя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *