В Иркутской области может появиться первый в России инклюзивный образовательный центр полного цикла «Детский сад — школа». Inclusive — по-английски «включающий», «охватывающий». Если в специальных коррекционных школах дети с инвалидностью замыкаются в своем специфическом кругу, то в инклюзивных центрах они учатся и развиваются вместе с  другими детишками, что дает неоценимые возможности для социализации. Неудивительно, что в последние годы в России один за другим открываются инклюзивные детские сады и центры дополнительного образования, а вот общеобразовательных школ буквально единицы на всю страну.

 

 

В Иркутске собираются соединить инклюзивный детский сад и школу в одном здании, создав интегрированное учебное заведение полного цикла. Если проект увенчается успехом, то в Прибайкалье появится уникальный не только для региона, но и всей страны образовательный центр, который, скорее всего, станет моделью для тиражирования по всей России. О том, на каком этапе находится проект, мы спросили его инициатора социальную предпринимательницу Светлану Васильеву.

Светлана Владимировна, расскажите, почему вы занялись инклюзивным образованием и как пришли к идее совместить детский сад и школу для обычных и особенных детей?

Если помните, в 2009–2011 годах был очень высокий спрос на дошкольные услуги — остро стояла проблема нехватки детских садов. Я как индивидуальный предприниматель в 2011 году открыла частный детский сад «Василёк». Об инклюзии тогда и не помышляла. Примерно через год к нам обратилась семья с ребенком, у которого был синдром Дауна. Опыта инклюзии у нас не было, мы обратились за помощью на кафедру педагогики и психологии Педагогического института Иркутского государственного университета. У них были кое-какие наработки, которыми мы и воспользовались. Написали программу, взяли в штат специалистов, начали работать, в 2014 году победили во Всероссийском конкурсе проектов и получили беспроцентный заем 1 млн рублей от Фонда «Наше будущее«. На эти деньги купили специальное оборудование, а затем поняли, что нам не хватает еще и уличных приспособлений, ведь наши дети не только учатся, но и гуляют. Возник проект «Инклюзивная детская площадка», на который нам дал грант фонд «Навстречу переменам«.

 

 

И сегодня у нас есть единственная в городе (да, наверное, и в регионе) инклюзивная уличная детская площадка. Главное ее отличие — она оборудована удобными пандусами, особые детки могут даже на карусель на инвалидной коляске заехать. Главная идея такой площадки — чтобы дети играли вместе, независимо от возможностей и способностей.

Таким образом, к 2016 году у нас были полностью созданы все условия для полноценного инклюзивного дошкольного образования. Но возникла другая проблема. Даже здоровым деткам, когда они приходят в детский сад, требуется время на адаптацию, а у особых детей этот период еще более длительный и сложный, требующий подключать узких специалистов. Ведь у малышей с инвалидностью, как правило, нет навыка самообслуживания, они более эмоциональны. Так мы поняли, что, помимо инклюзивных групп, нам нужен специальный центр социальной адаптации для детей с инвалидностью. Цель номер один — подготовить их к посещению инклюзивного детского сада. Номер два — организовать специальные развивающие занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К сожалению, не все из них могут посещать инклюзивные группы. Кроме того, этот центр — еще и помощь родителям. Здесь они могут оставить своего ребенка хотя бы на два-три часа и немного отдохнуть, заняться своими делами.

 

 

В сентябре 2017 года мы создали центр социальной адаптации для детей с ОВЗ, а в ноябре получили президентский грант 1,3 млн рублей. Теперь мы можем взять в штат специалистов, докупить необходимое оборудование.

 

Это единственный подобный центр в Иркутской области?

Есть центры, которые занимаются медицинской реабилитацией, но не социальными навыками. Дело в том, что я еще и член общественного совета при нашей медико-социальной комиссии, которая определяет инвалидность. Мы там разбираем жалобы и предложения, и многие родители пишут, что медицинская реабилитация есть, а развивающих центров для их особенных детей нет. Для меня эти письма и послужили толчком к созданию такого центра. Кроме того, мы в нашем центре проводим так называемую лекотеку — обучение родителей детей с ОВЗ. Специальный педагог или психолог садится напротив ребенка и показывает маме и папе, как с ним правильно играть, как заниматься, какие упражнения использовать. Так — от инклюзивной группы в обычном детском саду через центр социальной реабилитации — мы постепенно подошли к своему самому амбициозному проекту.

 

Вы имеете в виду общеобразовательную школу?

Да. Не просто школа, а единый образовательный инклюзивный центр «Детский сад — школа». Дело в том, что есть проблема: особенные детки посещают наш инклюзивный детский сад, а затем все равно вынуждены идти либо в коррекционную школу, либо в интернат, либо оставаться на домашнем обучении. Инклюзивное образование прерывается на этапе подготовительной группы детского сада. А ведь были затрачены огромные усилия, чтобы ребенок рос в общей среде с другими ребятишкам. И все труды насмарку. Так у нас возникла идея создать интегрированный учебный центр: от детского сада до выпускного класса школы. Тем более что у нас, помимо дошкольного образования, накопился богатый опыт инклюзивного дополнительного образования — работают кружки, секции и т.д. В общем, мы посчитали, что готовы замахнуться и на среднее образование, чтобы сохранить преемственность.

Мы нарисовали, каким в идеале мы видим такой центр, чтобы и сад, и дополнительное образование, и школа — все было в одном приспособленном для этого здании. Архитекторы сейчас готовят такой проект, параллельно он проходит техническую и экологическую экспертизу, так как у нас особый регион, прибайкальский, и любой проект должен соответствовать строгим экологическим нормам. Финансирует проект частный инвестор — общество с ограниченной ответственностью «Хрустальный» по личной инициативе его руководителя Олега Борисовича Барышникова. Землю выделил муниципалитет. Так что проект осуществляется на условиях государственно-частного партнерства.

 

На сколько человек рассчитана школа?

Изначально мы предусмотрели детский сад на 60 мест и школу на 220 человек, но администрация Иркутского района (где мы планируем строить) сказала, что этого мало — они хотят организовать подвоз детей со всего района, поэтому мы в срочном порядке изменили проект и довели расчетную вместимость до 480 детей. И среди них обязательно будут детки с особенностями здоровья.

 

Когда такая школа может быть построена?

Еще примерно полгода будет длиться экспертиза. Если все пойдет хорошо, то через полтора-два года школа может открыться. Почему мы считаем, что этот проект уникален? Это совершенно новый формат образовательной организации не только для Иркутской области, но и для России в целом. Строить отдельный инклюзивный детский сад и отдельно школу очень накладно. А у нас это совмещено, что значительно снижает затраты не только на строительство, но и на дальнейшее содержание школы-сада. Ведь многие штатные единицы могут быть совмещены, например один логопед вполне может работать и в школе, и в детском саду. Я считаю, что такой формат оптимален, особенно для сельских территорий.

Источник

Previous post Промыслы сегодня: как сохранить вековую культуру?
Next post Медицинская реабилитация инвалида

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *